- ФОНД РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
- МЕЖДИСЦИПЛИ- НАРНЫЙ ЦЕНТР ФИЛОСОФИИ ПРАВА
- КОНКУРСЫ
- New!НАШИ АВТОРЫ
- ПУБЛИКАЦИИ МПФК и МЦФП
- БИБЛИОТЕКА
- ЖУРНАЛ «СОКРАТ»
- ВИДЕО
- АРХИВ НОВОСТЕЙ
Хамитова Г.Ш.
кандидат социологических наук, ассистент кафедры теории и истории государства и права Института права ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа
Правовой нигилизм молодежи как социальная проблема российского государства
Общество на протяжении всей своей истории всегда уделяло особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Когда общество сталкивается с острой потребностью разрешить те или иные конфликты или противоречия, связанные с нарушением чьи-то прав или законных интересов, и когда отмеченные конфликты становятся массовыми, они приобретают статус социальных явлений.
Переход российского общества к рыночным отношениям неизбежно повлек изменения во всех сферах жизни – экономической, политической, социальной, духовной, в результате которых выявился ряд острых социальных проблем, одна из которых – правовой нигилизм молодого поколения.
Явления социальной деформации в настоящее время проникли во все сферы общественной жизни. Негативные проявления правового нигилизма – экстремизм, преступность в подростковой и молодежной среде – получили широкое распространение и обрели более опасный для российского общества характер, по сравнению с прошлыми периодами времени. Данные отрицательные девиации наносят огромный вред и государству, и обществу, задерживая их развитие. В связи с этим правовой нигилизм молодежи следует рассматривать в качестве социальной проблемы современного российского общества, требующей безотлагательного решения.
Поэтому мы определили главными задачами исследование причин появления правового нигилизма в молодежной среде и предложение комплекса мер по решению данной социальной проблемы.
Актуальность настоящего исследования связана также с проблематикой современного состояния социальных отношений в российском обществе, которая может быть раскрыта несколькими группами противоречий.
Первая группа противоречий связана с положением молодых людей в социуме. С одной стороны, они являются стратегически важным ресурсом общества и способны осуществить прогрессивные преобразования в экономической и социальной сфере.
С другой стороны, российская молодежь поставлена перед необходимостью раннего выбора жизненного пути – после получения образования приобрести престижную, перспективную и высокооплачиваемую работу. Но в этом стремлении быстрее адаптироваться к условиям жесткой реальности, выбрать вид деятельности, дающий преимущества над другими такими же, молодые люди упускают главное в жизненном формировании – игнорируют воспитание и ценностное ориентирование, многие политические, правовые и нравственные нормы и ценности общества, словно перешагивая через них.
Вторая группа противоречий раскрывает проблему правового нигилизма молодежи со стороны ее готовности к отчуждению от права и моральных норм. Отказ в начале 90-х годов от воспитания и просвещения молодого поколения в учебных заведениях и армии, ограничиваясь только образованием, с одной стороны, снизил нравственно-правовое давление на молодых граждан. С другой же стороны, предоставленная молодым людям полная свобода действий не привела к выбору осознанной морально-правовой модели их поведения в гражданской и социально-культурной среде общества.
От того, насколько благополучно молодежь будет интегрироваться в общество, во многом будет зависеть стабильность и прогрессивное развитие российского государства. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос правового воспитания молодого поколения.
Третья группа противоречий существования и распространенности правового нигилизма связана с неэффективностью действия в стране механизмов и обратной связи в системе морально-нравственного воздействия на молодежь.
Четвертая группа противоречий связана с общими условиями и факторами в стране, детерминирующими развитие правового нигилизма, форм его проявления. К ним можно отнести:
- экономическую неопределенность, разобщенность, сырьевая зависимость от иностранного капитала, от торговли полезными ископаемыми, от импорта; кризис отечественного производства; отсутствие наукоемких программ и увлечение малыми предприятиями торгового бизнеса;
- огромную явную и скрытую безработицу, из-за которой молодые люди не видят своего будущего. Им приходится получать неполноценное образование, совмещая его с поиском работы и вынужденным подрабатыванием на жизнь для того, чтобы по окончании учебного заведения в трудовой книжке значился стаж работы, и было что предложить потенциальному работодателю.
Отечественные исследователи массового сознания молодежи отмечают произошедшую к 1990 году в результате перестройки коренную переориентацию молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к выбору материальных благ01.
- рынок становится образом жизни, где все продается и все покупается. Молодежь как наиболее активная часть населения первая и более других слоев общества оказывается зависимой от рынка (в поисках работы, в претензиях работодателей, в криминальных структурах);
- молодое поколение отучили не только от чтения художественной литературы, но и от изучения правовых документов;
- все сомнительные новации в обществе (создание публичных домов, ночных и игорных клубов и т.п.) в первую очередь направлены на молодежь и против нее же;
- современная молодежь в большинстве своем ставит перед собой цель не работать, а управлять. Главным в системе ценностных ориентаций молодых людей становится стремление занять выгодное социальное положение, свою «нишу», управленческую должность, благодаря своим лидерским качествам (и/или нужным связям), но совсем не обязательно благодаря интеллекту и высокому уровню знаний.
- общемировой тенденцией поведения молодого поколения становится правовой нигилизм. Сегодня процессы правового нигилизма затрагивают глобальные вопросы государственного устройства и фундаментальные процессы современности – дифференциации и интеграции. Государства разделяются по «национальным квартирам», мотивируя свою позицию, в том числе, и правовыми причинами. Это представляет собой социальную проблему в связи с тем, что происходит размежевание общества, и во главу угла становятся не правовые отношения между членами общества, личностью и обществом, а только личностные;
- остро и часто государство и власть дают молодежи поводы не доверять правовым актам, убеждаться в их несправедливости. Фактическое неравенство перед Законом государства – также является одной из главных причин правового нигилизма.
Возникает вопрос по поводу того, какой выбор предоставляет молодому поколению российское общество в связи с глубокой дифференциацией доходов населения и возможностью пользоваться общественными благами, удовлетворять свои растущие потребности. Именно с социально-правовыми последствиями этого выбора может быть связана восьмая группа противоречий.
Фридрих Ницше, задаваясь вопросом о том, что есть нигилизм, подразумевал под ним «то, что высшие ценности теряют свою ценность… нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»02. С этой позиции рассматривается крайняя форма нигилизма – полное отрицание высших ценностей. Примерами деструктивного проявления правового нигилизма в обществе являются преступность, экстремизм в подростковой и молодежной среде.
В то же время к формам правового нигилизма можно отнести, например, вынужденное соблюдение правовых норм под страхом наказания и др. (так называемый пассивный нигилизм – т.е. неуважительное отношение к праву, не переходящее в запрещенные законом действия).
Если рассматривать правовой нигилизм в качестве формы общественного отношения, проявляющей себя и как субъект-объектная связь (отношение к обществу и его законам), и как субъект-субъектная связь (отношение к другим индивидам), целесообразнее это сделать в контексте теории аномии, предложенной Э. Дюркгеймом и усовершенствованной впоследствии Р. Мертоном. Э. Дюркгейм утверждал, что когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов, а вообще практически отсутствуют, тогда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т.е. аномия. При этом состояние аномии всегда сопровождает общества в переходные периоды истории, и в этом смысле оно нормально03. Такое состояние, по-видимому, переживает в настоящее время и наше общество. Осознание этого представляет собой первый шаг на пути преодоления аномического состояния.
В то же время Р. Мертон полагал, что аномию можно наблюдать и в стабильном обществе. В этом случае она связана «с невозможностью достичь одобряемых культурой целей нормальными, узаконенными средствами, что в свою очередь приводит к поискам незаконных способов удовлетворения потребностей»04.
По мнению некоторых авторов, обострение проблемы правового нигилизма в молодежной среде в значительной степени детерминировано аномизацией всего общества в условиях радикальных стремительных социальных перемен, которые сопровождаются общественной деморализацией, крушением прежних социальных идеалов, перестройкой всей системы социального контроля, состоянием, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились (Э. Дюркгейм: «Прежние боги стареют или умирают, а новые еще не родились»05). В результате отмечается широкое распространение правового нигилизма молодежи в российском обществе.
Другие исследователи полагают, что правовой нигилизм проявляется не от свободы выбора, а, напротив, от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают.
Мы убеждены, что одной из главных причин молодежного и подросткового правового нигилизма, а также их криминального поведения является отсутствие необходимого и должного правового образования и воспитания молодых граждан.
Приходится констатировать, что в настоящее время государство не в полной мере осуществляет управление поведением граждан, особенно – молодых людей. Управление поведением молодежи напрямую связано с правовым образованием, воспитанием. Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, так как это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности, ее гражданской активности и культуры. Если в образ всесторонне развитой личности обычно включаются умственная, физическая, трудовая, нравственная, политическая и правовая составляющие, то в настоящий период в связи с переходом к рыночной экономике, провозглашением России правовым государством, становлением гражданского общества акцентирование внимания на правовой воспитанности, правовом образовании стало не просто актуальным, а необходимым требованием времени.
Подлинное правовое воспитание должно ориентироваться на то, чтобы правовая информация, полученная в процессе обучения, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно, а также вести борьбу с любыми правонарушениями. Т.е. правовое воспитание представляет собой разновидность социального контроля, который призван регулировать негативное и опасное для общества девиантное поведение молодых людей, в частности подростковые и молодежные преступления. Прежде всего, это обусловлено тем, что «предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе»06.
Наиболее убедительным примером позитивного воздействия правового образования, воспитания на поведение молодых людей является уголовно-правовая статистика. Руководствуясь тем, что несовершеннолетние являются составляющей возрастной категории «молодежь» и соотносятся как частное и общее, считаем возможным, в качестве примера, привести данные подростковой криминальной статистики.
Если в СССР в 1961 г. подростковая преступность составила 39 288 преступлений, а в 1989 г. – 223 940 преступлений07, то, согласно данным МВД Российской Федерации, в 2009 году в стране было зарегистрировано 170 703,6 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии08. При этом необходимо обратить внимание на то, что в данном случае осуществлялось сравнение СССР и России (меньшей по территории и численности населения).
Состояние преступности несовершеннолетних в современной России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Рост социальной напряженности и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках, как наиболее социально незащищенной части общества.
Уголовно-правовая статистика свидетельствует о ежегодном росте количества правонарушений, совершаемых молодыми людьми. По данным МВД Российской Федерации, в январе-декабре 2009 года в стране было зарегистрировано 2 994 800 преступлений. При этом уровень подростковой преступности остается достаточно высоким. Каждое семнадцатое (5,7%) преступление совершено несовершеннолетними или при их участии09.
С одной стороны, 5,7% – относительно небольшой показатель, если рассматривать его абстрактно. Но сам факт того, что 5,7% от общего числа всех преступлений, совершенных в 2009 году в России, приходится на молодых людей несовершеннолетнего возраста, свидетельствует о том, что данные подростки уже с раннего возраста вовлечены в противоправную (уголовную) орбиту.
В данном случае были приведены данные уголовно-правовой статистики в отношении только зарегистрированных преступлений. С учетом того, что отличительными чертами подростковой преступности (которая рассматривается в составе молодежной преступности) являются высокая степень латентности, активность и динамичность, а также, принимая во внимание административные правонарушения, данные статистические показатели были бы значительно выше.
Правовой нигилизм также можно рассматривать в качестве формы общественного мышления, которая, выражая свою мировоззренческую позицию относительно права, отчужденную определенными причинами, выступает как следствие и причина отчуждения от права.
Существуют индивиды, которые выбирают отрицательную линию поведения (в том числе правового) из нежелания быть как все. Как отметил Д. Карнеги, людьми движет страстное стремление осознания собственной значимости. Это же желание быть оцененным подталкивает многих молодых людей к совершению правонарушений. Более того, современный малолетний преступник считает себя значительной личностью, и первое, о чем он просит после ареста, – это посмотреть те бульварные газеты, которые пишут о нем как о герое дня10.
Другие отрицают ценность существующей правовой системы, считая ее несправедливой. Несогласие определенной части населения с действующей в государстве правовой системой представляется вполне закономерным по причине того, что идеального права, как и идеального государства не существует. Кроме того, невозможно достичь единообразного отношения к праву всех людей, учитывая моральные, культурно-нравственные, социально-экономические и иные различия. Очевидно, что граждане с низким уровнем дохода не разделяют убеждения власть имущих по поводу справедливости действующих законов. Кроме того, то, что законы принимаются в интересах определенных групп населения, является одним из поводов для противоречий и несогласия с ними граждан, чьим интересам они противоречат.
Более того, общество, создавая определенный стандарт поведения, не всегда само ему соответствует. Если идеальное общество и существовало бы (что, как известно, утопия), оно не могло бы долго оставаться совершенным. Как отметил Э. Дюркгейм, «если смотреть глубже, то окажется, что во всякой гармонии интересов таится скрытый и только отложенный на время конфликт. Ибо там, где господствует только интерес, ничто не сдерживает сталкивающиеся эгоизмы, каждое «Я» находится относительно другого «Я» на военном положении, и всякое перемирие в этом антагонизме не может быть долговечным»11.
Ряд исследователей рассматривают правовой нигилизм как существенный элемент российского правового менталитета. Согласно определению академика Н.И. Матузова, россиянам присущи «… неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуважения и законопослушания, незрелое деформированное правосознание … элементы вседозволенности».12 А.И. Ильин также отмечал, что русский человек как личность склонен к неуважаемому поведению, не считает преступление чем-то постыдным, даже, напротив, делом удали13. В то же время, важно иметь в виду: то, что для одного человека или группы является отклонением, для другого (других) может являться привычкой или образом жизни.
Правовой нигилизм также может быть представлен в качестве процесса функционирования субъектов, выражающих свои интересы в иной идеологической форме, чем они отражены в праве.
Субъектами правового нигилизма являются носители данной идеологии (индивиды или группы лиц), прямо или косвенно противопоставляющие свои ценностные ориентации, идеалы правовой системе, праву конкретного общества, поэтому средства массовой информации можно отнести к их числу. Это обусловлено тем, что современные «масс-медиа» не способствуют положительным правовым установкам населения, т.к. их продукция является одним из основных источников информации о криминальном мире, о способах и методах совершения преступлений и, тем самым, оказывает негативное воздействие на формирование правосознания. А обилие криминальных сводок рождает чувство беззащитности перед преступностью и неверие в эффективность правоохранительных органов14. Таким образом, СМИ, широко распространяя антиправовую информацию, злоупотребляя предоставленной Конституцией Российской Федерации свободой массовой информации, сами косвенно являются субъектами правового нигилизма.
Если каждый имеет право на свободное выражение своих мыслей, а, следовательно, и на неприятие существующей в государстве правовой системы, возникает закономерный вопрос: в чем заключается социальная опасность правового нигилизма?
Проблема состоит в том, что агрессивные проявления правового нигилизма представляют собой реальную угрозу безопасности членов общества в физическом, материальном плане, а также их правовому сознанию. Социум, в котором законопослушные граждане не чувствуют себя в безопасности, не может способствовать развитию их положительного адекватного правосознания, не может быть признано демократическим. Деструктивные формы правового нигилизма наносят огромный ущерб социо-культурному, духовному, нравственному, экономическому развитию нашего государства. Поэтому современное российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью незамедлительного решения данной социальной проблемы, как на общефедеральном, так и на региональном уровне.
Не смотря на уникальность того, что в настоящий момент переживает Россия, кризисные явления случались и в истории иных народов и государств. Поэтому правовой нигилизм как мировоззренческая проблема не является лишь российской проблемой. Данное положение подтверждается тем, что западная философско-правовая мысль также обеспокоена кризисом правовых ценностей.
Историк права Г.Дж. Берман в отношении американцев отмечает: «Мы находимся в середине беспрецедентного кризиса правовых ценностей и правовой мысли, кризиса, в котором ставится под сомнение вся наша традиция права». При этом он отмечает, что это явление нельзя научно доказать, «этот факт из ряда тех, которые чувствуешь интуитивно», он проявляется в том, что старое метаправо разрушено, и его сменил своего рода цинизм. Прежние правовые постулаты стремительно исчезают, и не только из умов философов, не только из представлений законодателей, судей, адвокатов и других юристов, они исчезают из сознания большинства граждан, народа в целом, и более того, они исчезают из самого права15.
Более того, нигилизм – это внутренняя логика европейской истории, черта современной европейской культуры, переживающая этапы «заката» и «старческих форм сознания», это мировое историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности16.
Для изучения степени распространения правового нигилизма в молодежной среде за рубежом и с учетом того, что недостаточное правовое образование молодежи является одним из главных, на наш взгляд, условий распространения правового нигилизма, необходимо, прежде всего, проанализировать уровень и состояние правового образования молодых граждан в таких странах, как Великобритания, Германия, Норвегия, Республика Казахстан, США, Финляндия, Южная Корея, Япония.
В Великобритании с 2002 г. в программах школ появилась новая дисциплина – гражданство (3 и 4 стадия школьной программы)17. Британская система образования существует уже почти 100 лет и развивает единую систему экзаменов – так называемых «кембриджских сертификатов».
В старших классах изучение всех предметов не является обязательным. Школьное образование по английской системе полностью ориентировано на продолжение учебы в заранее выбранном университете, поэтому изучаются только те предметы, которые понадобятся в дальнейшем в вузе. В структуру образовательного стандарта входят 60 программ, собранных в 5 предметных групп (в том числе гуманитарные и социальные науки)18.
В состав Гарвардского Университета входят 2 общеобразовательных колледжа: мужской (Harvard College) и женский (Raddiff College), и 11 факультетов, так называемых «школ». Самые престижные – это школы бизнеса, права и медицины19.
Таким образом, в школах Великобритании изучается религия, гражданство, но не право как таковое. В университетах осуществляется подразделение на специализации, и можно получить престижное высшее юридическое образование. Однако для студентов неюридических специальностей изучение правовых дисциплин не является обязательным. Отсутствие должного правового образования в учебных заведениях является, по мнению автора, одним из условий, не способствующих формированию социально одобряемого поведения в молодежной среде.
Этот тезис подтверждается статистическими данными, согласно которым около 23 % зарегистрированных правонарушений совершаются несовершеннолетними. Из них 50 % подростков обвиняются в совершении преступлений20.
Результаты Международного исследования криминальной виктимизации 1996 г. свидетельствуют о том, что страх перед преступностью у англичан вполне обоснован. Практически по всем видам преступлений, которые были включены в опросник (кражи, ограбления и др.), риск стать жертвой этих преступлений был наиболее высоким в Англии и Уэльсе21.
Деятельность полиции скоординирована с работой других органов в целях исправления преступного поведения, и акцент делается на предупреждение преступлений несовершеннолетних по возможности без судебного вмешательства.
В целях профилактики девиантного поведения детей в возрасте до 10 лет закон «О борьбе с преступностью и беспорядками» предоставляет местным властям и полиции возможность введения в Великобритании «комендантского часа». Согласно данной схеме, дети, обнаруженные без присмотра во время комендантского часа, могут быть доставлены домой и переданы под опеку ответственных лиц. Это позволит удалять с улиц антисоциально и асоциально настроенных детей22.
Одновременно с этим наблюдается тенденция усиления ответственности несовершеннолетних правонарушителей и их родителей. С 1998 года со стороны обвинения снята обязанность по доказыванию осведомленности 10-13-летних правонарушителей о неправильности совершаемого ими деяния.
В Германии в старшей гимназии в число обязательных предметов входит один из предметов общественно-политического цикла (география, обществоведение или основы экономики и права). На начальной и средней ступени гимназического образования «обществоведение» вводится в 10 и 11 классах, и при этом может преподаваться поочередно с историей23.
В вузах, имеющих академический статус, учебные планы ограничиваются лишь самым необходимым набором учебных дисциплин, и предполагают значительные возможности для варьирования. Каждый студент, разрабатывая индивидуальный план занятий, пользуясь списком учебных мероприятий данного отделения, должен освоить обязательную учебную программу по избранному направлению. При этом большая часть времени в процессе обучения отводится самостоятельным занятиям24. Т.е. то, что в школах Германии изучение обществоведения является практически обязательным (в 9-11 классах), является положительным фактором. Но минус в том, что право может не преподаваться ученикам, которые не выбрали его в качестве обязательного предмета. С учетом того, что студенты проходят обучение преимущественно по определенному профилю, это исключает изучение правовых дисциплин большинством студентов неюридических специальностей. А необязательность преподавания им права может, в свою очередь, неблагоприятно отразиться на дальнейшем поведении молодых граждан. Это дает основания предположить, что недостаточное уровень правового образования молодых людей является одним из факторов, детерминирующих устойчивую тенденцию роста преступности в Германии25.
В то же время положительным моментом в законодательстве ФРГ является действие законов «О помощи детям и молодежи», «О суде по делам молодежи», «О распространении литературы, представляющей опасность для молодежи», «О защите работающей молодежи», «О защите молодежи в общественных местах» (распространяется только на общественные места, в семейной частной сфере его нормы не являются обязательными. Т.е. приоритет родительской ответственности за воспитание остается неприкосновенным).
Закон «О защите молодежи в общественных местах» запрещает несовершеннолетним (лицам до 18 лет) употребление алкоголя, нахождение в ресторанах, пребывание в игорных залах. Он также регламентирует правила пребывания несовершеннолетних в опасных местах и предусматривает ответственность в случае их нарушения. Закон обращается, прежде всего, к организаторам мероприятий и лицам, занимающихся данной деятельностью. Если ребенка или молодого человека застают в месте, считающемся запрещенным для их посещения, то компетентные органы обязаны вмешаться. Нарушение правил проведения мероприятий со стороны организаторов и лиц, ответственных за данную деятельность, ведет к различным формам наказания26.
Также положительным моментом является действие в ФРГ закона «О распространении литературы, представляющей опасность для молодых людей», который применяется и к печатным изданиям, и к носителям звуко- и видеозаписи, иллюстрациям и другим изображениям. Данный закон различает две категории печатных изданий, представляющих опасность для несовершеннолетних, а именно: «издания, которые способны нанести вред нравственности молодых людей» (§ 1) и «явно наносящие большой вред нравственности молодых людей» (§ 6). К ним относятся, прежде всего, безнравственные издания, побуждающие к жестокости и насилию, преступлениям и расовой ненависти или прославляющие войну. Это также распространяется на литературу, задевающую человеческое достоинство, прославляющую или умаляющую опасность национал-социализма и употребления наркотиков27.
Для этих категорий печатных изданий правовые последствия связаны с запретами на продажу, распространение и рекламу продукции, подпадающей под определения закона, с целью недопуска несовершеннолетних к таким произведениям. Этот положительный опыт целесообразно перенять и в отношении российских печатных изданий, СМИ.
В Норвегии система обязательного школьного образования составляет 13 лет (10 лет – начальная и средняя школа, 3 года – старшая). В 8 классе дополнительно к предметам, изучение которых было обязательно в начальной школе, добавляются бухучет, экономика и дисциплины, предусматривающие начальную профессиональную ориентацию.
В старшей школе есть 2 обязательных отделения – академическое и профессиональное. Академическое отделение ориентирует своих выпускников на поступление в вузы. Здесь с каждым днем появляется больше возможностей заниматься только теми предметами, с которыми в дальнейшем будет связана учеба в вузе и работа.
Колледжи в Норвегии являются специализированными, профессиональными высшими учебными заведениями. Здесь особенно популярны колледжи, где можно изучать экономику, юриспруденцию, бухучет и аудит, международные отношения, информационные технологии.
Университеты в Норвегии считаются научно-исследовательскими центрами. Наиболее популярными специальностями в Норвегии являются информатика, журналистика, юриспруденция, экономика28.
Однако, несмотря на то, что престиж юриспруденции в Норвегии высок, в школах, колледжах, вузах право в качестве обязательного предмета не изучается. Это направление рассчитано на получение высшего образования (для более узкого числа людей). Поэтому отсутствие в образовательных учреждениях Норвегии обязательного изучения права не способствует, на наш взгляд, формированию законопослушного поведения молодежи.
В Республике Казахстан в целях правового воспитания граждан Президентом республики 21 июня 1995 г. было принято постановление «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан». Данным постановлением перед государственными органами была четко определена программа правового всеобуча и его задачи:
- формирование высокой гражданской и социальной активности человека, его общей правовой культуры;
- получение учащейся молодежью специальных правовых знаний в процессе подготовки к избранной трудовой деятельности;
- ранняя профилактика правонарушений.
Как отмечено в постановлении, правовой всеобуч является средством воспитания всех граждан в духе уважения к закону, призванным помочь им получить необходимый минимум правовых знаний для выполнения профессиональных и общегражданских обязанностей. Правовое воспитание населения проводится в различных формах правового обучения, таким как, Школы правовых знаний, семинары, круглые столы, деловые игры, диспуты, дискуссии и пр.29
Президент и члены правительства Республики Казахстан считают, что правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами своего государства, четко и ясно представлять свои права, уметь защищать их, а также неукоснительно соблюдать свои обязанности.
В Республике Казахстан воспитанию молодежи в духе уважения к праву уделяется большое внимание со стороны государства. Это выражается как в нормативно-правовом закреплении, так и в реальной государственной политике. Основными принципами праворазъяснительной работы являются системное и непрерывное осуществление правовой подготовки. Это продиктовано осознанием того, что граждане смогут построить подлинно правовое государство лишь в том случае, если они будут обладать достаточными юридическими знаниями, чувством патриотизма и развитым уровнем правового сознания и правовой культуры.
Однако в настоящее время модель правового образования и воспитания молодых граждан Республики Казахстана не является окончательно сформировавшейся, действующей. Это подтверждается показателями уголовной статистики. При общем снижении преступлений, совершенных несовершеннолетними за период 1993-1999 гг., среди преступников доля учащихся общеобразовательных школ значительно возросла. Большинство этих преступлений связано с употреблением алкоголя, токсических веществ, наркотиков, общим ослаблением социального контроля. Более того, наблюдается увеличение доли заранее подготовленных преступлений при повторном совершении общественно опасных действий. Это свидетельствует об устойчивости антиобщественной направленности поведения учащихся и о существующих недостатках в системе предупреждения30, а также является показателем недостаточного уровня правового образования молодежи.
Можно рассмотреть соотношение учащихся и безработных/не учащихся несовершеннолетних правонарушителей в России и Республике Казахстан. Анализ изученных автором уголовных дел 2005-2008 гг. показал, что в 48 % случаях несовершеннолетние, «проходившие» по уголовным делам, учились в школе, 34 % подростков учились в профтехучилищах или колледжах, 4 % подростков работали и лишь 14 % не работали и не учились (т.е. входили в группу риска). То есть 82 % правонарушителей являлись на момент совершения преступления учащимися школ, колледжей, профтехучилищ. В совокупности с работающими подростками несовершеннолетние учащиеся составили 86 % несовершеннолетних преступников.
Статистические данные преступности в Республике Казахстан показали, что 80 % осужденных несовершеннолетних на момент совершения преступления работали или учились, но при этом в абсолютном большинстве были нарушителями трудовой дисциплины, проявляли леность, нежелание повышать квалификацию или успеваемость31.
В США система школьного образования не имеет централизованной структуры и может варьироваться в зависимости от штата. Ответственность за образование возлагается в основном на местные школьные советы.
Во многих школах в обществоведение или гражданское воспитание входит общенациональная учебная программа образования в области прав человека как часть программы. Более того, американская общественность придерживается точки зрения, согласно которой в американских школах следует преподавать расширенный курс по обществоведению параллельно с гражданским воспитанием.
В большинстве штатов требуется, чтобы не менее половины учебного времени в начальной школе было отдано чтению, письму, счету и обществоведению. Остальное учебное время распределяется между естествознанием, гигиеной и санитарией, физкультурой, трудом, художественными дисциплинами (пением, музыкой, рисованием, лепкой). Обязательными предметами в промежуточной школе являются английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобразительное искусство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек)32.
Высшее образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин.
Таким образом, в США с раннего возраста подростки изучают правовые дисциплины, что в дальнейшем при желании молодых людей перерастает в изучение права в вузе. Общеобязательность его изучения продиктована своеобразным «культом права», который существует в этой стране. Американцы достаточно осведомлены о своих правах и при любом их нарушении незамедлительно обращаются в суд за защитой. Теоретически это должно способствовать высокой степени правосознания молодежи, однако, фактический уровень подростковой и молодежной преступности в стране остается достаточно высоким. Т.е. четко осознавая свои права и свободы, американцы нередко забывают о существовании таких же прав и свобод у других граждан. Можно предположить, что в качестве одного из факторов, способствующих распространению социально не одобряемого поведения в американском обществе выступает недостаточное качество правового образования молодого поколения.
Одной из причин широкого распространения правового нигилизма в американском обществе также является деятельность средств массовой информации. Как известно, в современных государствах «масс-медиа» оказывают колоссальное влияние на установки и поведение граждан. Однако это воздействие далеко не всегда носит положительный характер.
В 1996 г. Американская медицинская ассоциация (АМА) объявила, что насилие, которое демонстрируется в СМИ, особенно на телеэкране и в кинематографе, достигло предела, который угрожает здоровью нации США. По результатам современного исследования выявлена прочная связь между временем, которое учащиеся начальной школы проводят у телевизора, и пристрастием к видеоиграм, а также агрессивным поведением подростков33.
Вызывает серьезные опасения тот факт, что огромное число продуктов печатной и киноиндустрии, содержащей прямые призывы к аморальному, противоправному поведению, насилию, поступает в Россию именно из США. И благодаря отсутствию правовых запретов на распространение в российском обществе данной продукции, все граждане, включая несовершеннолетних с несформировавшейся психикой, имеют прямой доступ ко всей этой негативной информации. Это, в свою очередь, оказывает крайне деструктивное воздействие на поведение молодых людей.
В то же время полезным представляется опыт американских педагогов и юристов по работе с трудными подростками, которые используют метод группового перевоспитания, предложенный Дж. Гротцером. В основе этого метода – идея о том, что группа как таковая может изменить поведение и отношение к жизни отдельного лица. Развитием этого метода является «программа совместного проживания», разработанная в саквентинской тюрьме. Она объединяет метод группового перевоспитания с «терапевтической» программой, направленной на перевоспитание несовершеннолетних34.
Конечной целью подобных программ, направленных на профилактику девиантного поведения подростков, является их социальная реабилитация, которая проводится насильственно. Несовершеннолетний сам выбирает, встать ему на путь исправления или нет. Для этого ему обеспечивают возможность получения работы, образования, дают понять, что у него есть выбор.
Финляндия занимает особое место среди скандинавских стран, т.к. ее система образования ставит целью обеспечение высокого уровня знаний, навыков и просвещения всего населения. В исследовании самой авторитетной программы международной оценки образования PISA, которое проводилось в 1998-2001 гг. и рассчитано до 2007 г. включительно, Финляндия показала самые высокие результаты35.
В процессе обучения особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни. Школьный учебный план включает такие предметы, как родной язык, второй государственный язык страны, иностранные языки (как правило, английский), обществоведение, историю, математику, физику, химию, физкультуру, музыку, изобразительное искусство, ручной труд, домоводство, религию или этику, биологию, географию, экологию. Кроме того, учащиеся в соответствии со своими интересами могут изучать факультативные дисциплины36. То есть обществоведение в школах изучается в качестве одного из обязательных предметов.
Гимназия (лицей) является единственным из традиционных учебных заведений, дающее полное среднее образование и, следовательно, право поступления в университеты и другие вузы. Обучение в гимназии завершается студенческими экзаменами. Из них четыре являются обязательными: по родному языку (финскому или шведскому), по второму государственному языку, по иностранному языку, а также по математике или по реальным дисциплинам (по выбору – история и обществоведение, биология, химия, география, физика, религия, философия, этика, психология)37. Т.е. обществоведение в гимназиях относится к реальным (обязательным) дисциплинам и является предметом, который учащиеся изучают по своему выбору. При этом существует вероятность того, что если учащийся предпочтет обществоведению историю, он будет лишен возможности получения правовых знаний в процессе обучения в гимназии.
Также в Финляндии существует развитая система профессионально-технических училищ. Их учебные планы включают в себя такие общеобразовательные дисциплины, как родной язык, второй государственный язык, иностранный язык, обществоведение, основы предпринимательства, математика, физика, химия, физкультура, гигиена, правила трудовой жизни, искусство, культура38. Т.е. «Правоведение» или «Изучение основ права» входит в число обязательных для изучения предметов.
Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Особенность организации учебного процесса в вузах, имеющих академический статус, состоит в том, что учебные планы ограничиваются лишь самым необходимым набором дисциплин и представляет большие возможности для варьирования39.
Таким образом, во всех учебных заведениях Финляндии (школах, гимназиях, профессионально-технических училищах, лицеях) правовому образованию молодежи внимание уделяется. Однако в вузах преподавание правовых дисциплин не является обязательным, студенты изучают его лишь по своему желанию. Поэтому, вероятность распространения правового нигилизма среди студентов вузов значительно выше, чем у школьников, учащихся лицеев и профессиональных училищ.
Для Японии характерно использование в школах зарубежных педагогических идей, преобразованных в соответствии со своей системой образования.
Начальная школа рассматривается как способ приобрести в разумных пределах обязательные знания. В младшей и старшей средней школе для повышения результативности преподавания используют специальную систему тестов, выясняя мотивы негативного и положительного отношения ученика к учебным предметам. Старшая школа (10-12-е классы) дает академическое образование (для подготовки к университетам), общее (для завершения образования) и профессиональное (для подготовки работников средней квалификации).
До середины 90-х гг. учебный план старшей школы состоял из 8 концентров: японский язык, обществоведение, математика, естественные науки, иностранный язык, домоводство и экономика. На их освоение отводилась основная часть учебного времени. Остальное время уделялось специальному, элективному обучению и внеклассной учебной деятельности. Кроме того, в Японии весьма популярны тесты, т.к. они дают возможность выявить уровень знаний учеников и существующие проблемы в их обучении.
В новых программах средней школы приоритет отдан базовому образованию, развитию способностей суждения, самовыражения и творчества. Обязательная программа вместо 8 прежних теперь включает 9 концентров – добавились «интегрированные научные знания». «Социальные занятия» теперь продлены на 2 дисциплины: «география и история» и «граждановедение».
Таким образом, образование в Японии характеризуется следующими положительными моментами. Обязательность изучения права (дисциплины «обществоведение» и «граждановедение»), которому уделяется много внимания. Поддерживается высокая квалификация преподавателей. Уровень правовых знаний учащихся определяется посредством тестов, которые выявляют возможные «пробелы». При этом обращается внимание на отношение самих учеников к изучаемым предметам, учитываются их пожелания и интересы.
В то же время анализ преступности в Японии свидетельствует о большом процентном составе несовершеннолетних в общем количестве подозреваемых в совершении преступлений. В уголовной сфере Японии проявляется тенденция к омоложению преступности. Например, в общем числе подозреваемых в совершении краж постоянно возрастает доля несовершеннолетних (около двух третей всех подозреваемых), преобладающую часть которых составляют подростки младших возрастных групп. Также особую тревогу вызывает ситуация в сфере преступного злоупотребления наркотиками. Некоторые исследователи полагают, что причиной этого является то, что Япония является страной высокого уровня жизни населения и практически полного удовлетворения потребительских запросов. Поэтому молодежь извращенно принимает стандарты «общества потребления»40.
Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод о том, что японские учащиеся отличаются довольно высокой степенью правового нигилизма, несмотря на то, что их правовому образованию уделяется немалое внимание. Наглядные показатели этого содержатся в данных уголовно-правовой статистики. Это позволяет предположить, что правовое образование молодежи в Японии не находится на должном уровне, что является одной из предпосылок распространения правового нигилизма в социуме.
В то же время можно подчеркнуть положительный момент – для уголовной статистики Японии характерны регулярность и своевременность ее появления («Белые книги о полиции» издаются ежегодно); репрезентативность (охватывает чрезвычайно большой объем данных); высокий аналитический уровень материалов (выявление тенденций, детерминирующих факторов); доступность не только специалистам, но и населению («Белые книги» продаются свободно)41.
Это позволяет анализировать состояние молодежной и подростковой преступности Японии, а также разрабатывать меры ее профилактики и предупреждения. Данные позитивные стороны уголовно-правовой статистики Японии способствуют также высокой раскрываемости преступлений, в том числе подростковых (более 60 % всех преступлений).
Кроме того, состояние преступности в Японии более благополучно, чем в других ведущих странах Запада благодаря гомогенности японского населения и сравнительно малому присутствию на Японских островах иностранцев. В японском народе также сохраняются элементы специфической восточной социальной психологии, исторически сформировавшихся традиций, способствующих сдерживанию преступности.
Для Южной Кореи характерно то, что в системе образования, включающей в себя начальные, средние школы, средние школы повышенной ступени и высшие учебные заведения, а также профессиональные и высшие профессиональные школы, не преподаются правовые дисциплины. В число обязательных для вузов предметов правовые дисциплины (обществознание, обществоведение и т.п.) также не входят.
В связи с тем, что в Южной Корее не уделяется должного и необходимого внимания правовому воспитанию молодого поколения, можно предположить достаточно высокий уровень правового нигилизма в молодежной среде.
Таким образом, несмотря на то, что изучению права молодыми людьми в Германии, Республике Казахстан, США, Японии уделяется немало внимания, с учетом данных уголовно-правовой статистики, согласно которой подростковая и молодежная преступность в этих странах находится на достаточно высоком уровне, можно предположить в качестве одного из детерминирующих ее криминологических факторов невысокое качество самого правового образования в учебных заведениях.
Как показали исследования уровня правового образования в Великобритании, Норвегии и Южной Корее, изучению правовых дисциплин молодых граждан этих стран необходимого внимания не уделяется. Это, на наш взгляд, является одним из условий, способствующих высокой степени распространения неуважительного отношения к праву в молодежной среде вышеуказанных стран, отсутствию законопослушного поведения, в том числе росту подростковой и молодежной преступности.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что такое негативное социальное явление, как правовой нигилизм молодежи и его крайне деструктивная форма – преступность в молодежной среде – присущи не только Российской Федерации, но и развитым зарубежным странам. Следовательно, данная проблема не ограничивается рамками одного государства. Очевидно, что для снижения негативных для социума последствий его распространения одного только правового образования молодежи недостаточно. И это подчеркивает необходимость рассмотрения его в комплексе с другими формами профилактики и предупреждения распространения правового нигилизма в молодежной среде и преступности как крайне негативной его формы.
В связи с тем, что в настоящее время Россия переживает период острейшего социального кризиса, происходит процесс реформирования, появления новых элементов и структур, который сопровождается разрушением старых, в молодежной среде получает широкое распространение правовой нигилизм. Поэтому особенно актуальным становится необходимость управления поведением молодых граждан со стороны государства. Молодежь должна получать необходимые для жизни правовые знания для того, чтобы уважительно относиться к закону и праву в целом, не нарушать действующее законодательство и сделать сознательно правомерное поведение образом жизни.
Снижение уровня распространения правового нигилизма молодежи, и подростковой, молодежной преступности как формы его проявления, является процессом многосубъектным. Его субъектами являются не только индивиды, но и государственные, муниципальные ораны и общественные организации. Также в числе субъектов управления поведением молодых граждан, профилактики подростковой и молодежной преступности можно выделить «органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой помощи подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях»42.
Проблема правового нигилизма является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества. И решать данную проблему можно, только используя комплексный подход. Управление поведением молодых граждан должно реализовываться в системе профилактики и предупреждения молодежной преступности.
Особое внимание необходимо обратить на вопрос правового воспитания молодой личности в семье. Это связано с тем, что микроклимат семьи оказывает непосредственное воздействие на психику и поступки молодого человека, то есть именно в семье формируется база, на основе которой осуществляется дальнейшее развитие представлений человека о праве и культуре, а поступки родителей и окружающих людей формируют его жизненные ориентиры.
Первый опыт социального влияния ребенок получает в семье. И важнейшим фактором формирования противоправного поведения подростков является неблагоприятный семейный фон (алкоголизм родителей, физические и нравственные оскорбления, агрессия по отношению к ребенку и друг к другу и т.д.). Это приводит к деформации семейных отношений, создает хроническую психотравмирующую ситуацию, что формирует антисоциальную направленность личности подростка.
Учебные заведения также являются важными агентами социализации молодых граждан. Школе как главному после семьи агенту правовой социализации принадлежит значительная роль в нравственно-правовом воспитании учащихся.
Школа, как один из элементов образовательной системы, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения, дает новые знания и навыки социализации43. Следовательно, школа должна прививать уважительное отношение молодежи к праву, способствовать формированию высокой правовой культуры молодого поколения. Более того, именно за школой закреплена важная роль в исправлении ошибок семейного воспитания, компенсации недостатков семейного воспитания, приостановлении процесса деморализации личности подростка, который начался в семье.
На данный момент ситуация такова, что в учебных планах образовательных учреждений не уделяется должного внимания правовому воспитанию молодежи. Молодые граждане в школах, техникумах, колледжах и даже вузах не получают правовые знания, необходимые им в жизни. Следовательно, они часто не знают о своих правах, обязанностях и об ответственности за свои неправомерные действия, что в результате приводит к совершению ими правонарушений.
Как показали проведенные автором в 2007-2008 гг. социологические исследования44, лишь 6,3 % респондентов применяли в жизни правовые знания, полученные в процессе обучения в школе. Практически одинаковые показатели у студентов вузов – 6,4 % молодых граждан смогли применить на практике полученные во время обучения правовые знания. Меньший процент выявился у учащихся техникумов, колледжей. Всего 4,4 % респондентов считают также. Таким образом, тех правовых знаний, которые получают молодые люди в процессе обучения в школе, техникуме, колледже, вузе совершенно недостаточно для формирования социально одобряемого поведения молодых граждан, воспитания их в духе уважения к праву.
Создание правового государства означает не только издание законов, регулирующих все сферы жизнедеятельности, но и воспитание законопослушных граждан. Речь идет о повсеместном правовом образовании и воспитании молодежи, не зависимо от образовательных учреждений, где они учатся. Ведь часто выпускники технических факультетов вузов, придя на производство, имеют только приблизительные знания о том, в каких случаях, например, применяются меры дисциплинарного взыскания, в каких следует дисквалификация, когда наступает уголовная ответственность45.
По мнению автора, правовое образование молодых граждан является одним из главных направлений борьбы с распространением правового нигилизма молодежи в российском обществе. Для того, чтобы управлять поведением молодых людей, направляя его в правомерное русло, необходимо постоянное воздействие социальных норм общества.
И, как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем обращении «Россия, вперед!» 10 сентября 2009 г., нам предстоит избавиться от пренебрежения к праву и суду, которое стало нашей печальной «традицией». Необходимо прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважение к правам других, а правоохранителей следует учить охранять и защищать права и свободы46.
Список литературы:
01 Гилязитдинов Дж.М., Файзуллин Ф.С., Егорышев С.В. Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. – Уфа: Гилем, 2008. – С. 29
02 Ницше Ф. Собр. соч. в 9-ти томах. Т.9. – М., 1992. – С. 9.
03 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Пер.с франц., сост., послесловие и примечания А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – С. 342.
04 Мертон Р. Социальная структура и аномия// Социальные исследования. – 1992. – № 3 – С.43.
05 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Пер.с франц., сост., послесловие и примечания А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – С. 331.
06 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.) – Режим доступа: http://www.juvenilejustice.ru/documents/d/world/errijad
07 Проблемы правового обучения и воспитания/ Межвузовский сборник научных трудов. – Брянск: Брянский государственный педагогический институт им. Петровского И.Г., 1993 – С. 58
08 Краткая характеристика преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2009 года по материалам официального сайта МВД Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.mvd.ru/stats/10000231/10000447/7492/
09 Краткая характеристика преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2009 года по материалам официального сайта МВД Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.mvd.ru/stats/10000231/10000447/7492/
10 Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – Минск: Попурри, 2007. – С.28-30.
11 Цит.по: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведение. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 52.
12 Матузов Н.И. Актуальные проблемы права. – Саратов, 2003 – С. 141.
13 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Сочинения: в 10-ти т. Т.1. – М.: Русская книга, 1994. – С. 226.
14 Гулина О.Р. Феномен правового нигилизма в современной России. – Уфа: РИО БашГУ, 2003. – С. 88.
15 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М., 1998. – С. 48.
16 Гулина О.Р. Феномен правового нигилизма в современной России. – Уфа: РИО БашГУ, 2003. – С.9.
17 Дмитриева О. Фабрика джентльменов//Учительская газета; спец. выпуск. – № 28-29; 17 июля 2001 г. – С. 11-25.
18 Камышова О. Учеба в европейском университете – что для этого нужно?// Народное образование. – 2005 г. – №1.
19 Гаков В. Самый старый в Новом свете // Деньги. – 2001 г. – № 5. – С.48.
20 Райан Дж. Преступность несовершеннолетних в Великобритании сегодня. Вопросы и ответы/ Тезисы докладов и выступлений международной научно-практической конференции "Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений". – СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 1999. – С.26.
21 Ведерникова О.В. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании. – М.: Российская правовая академия Минюста Российской Федерации, 2001. – С. 203.
22 Райан Дж. Преступность несовершеннолетних в Великобритании сегодня. Вопросы и ответы/ Тезисы докладов и выступлений международной научно-практической конференции "Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений". – СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 1999. – С. 27.
23 Воробьев Н.Е., Н.В.Иванова. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии// Педагогика. – № 7. – 2002 г. – С.99, 104.
24 Ворожейкина О.Л. Образование в Федеративной Республике Германия// Социально-политический журнал. – 1998 г. – № 5. – С.180-198.
25 Белявская О.А. Преступность в Японии (статистический анализ). – М.: РАН. Институт научной информации по общественным наукам, 1992. – С. 29.
26 Булатов Р.Б. О правовой защите детей и молодежи (из опыта действующего законодательства ФРГ) / Тезисы докладов и выступлений международной научно-практической конференции "Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений". – СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 1999. – С. 82.
27 Там же. – С. 83.
28 Быстрицкая Я. Заслуженные векталы// Учительская газета; спец. выпуск; № 28-29. – 17 июля 2001 г. – С.53-57.
29 Постановление Президента Республики Казахстан "О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан" от 21 июня 1995 г. – СПС "Гарант"
30 Ли А.Н. Проблемы предупреждения преступности учащихся образовательных школ Республики Казахстан. – Алматы, 2002. – С.16.
31 Беркинбаев Н.С. Особенности изменений преступности в Казахстане в постсоветский период// вестник Международного Института Управления. – Архангельск. – № 1-2. – 2003. – С.17.
32 Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н Образование в США// Социально-политический журнал. – 1998 г. – № 5. – С. 154-170.
33 Масионис Д. Социология. Издание 9-е. Перевод с английского: Замчук З., Комаров С., Смирнов А. – СПб.: Питер, 2004. – С. 184.
34 Куркина И.Н. К вопросу о девиантном поведении несовершеннолетних и его профилактике/ Тезисы докладов и выступлений международной научно-практической конференции "Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений". – СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 1999. – С. 268.
35 Загвоздкин В. Тенденции образовательной политики и развития школьного законодательства в странах ЕС// Народное образование. – 2005. – № 2. – С. 63.
36 Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С. Особенности системы образования в Финляндии// Педагогика. – 2006 . – № 2. – С.113.
37 Воробьев Н.Е., Бессарабова И.С. Особенности системы образования в Финляндии// Педагогика. – 2006 . – № 2. – С.113.
38 Там же. – С. 114.
39 Там же. – С. 115.
40 Белявская О.А. Преступность в Японии (статистический анализ). – М.: РАН. Институт научной информации по общественным наукам, 1992. – С.14.
41 Белявская О.А. Преступность в Японии (статистический анализ). – М.: РАН. Институт научной информации по общественным наукам. – 1992. – С. 10.
42 Криминология. Учебник для ВУЗов/ под ред. Кузнецовой Н.Ф., Луневой В.В. – 2-е изд. – М.: Волстерс Клувер, 2001 – С. 283.
43 Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – С. 65.
44 В опросах приняли участие 1592 молодых человека в возрасте от 14 до 21 года (ученики 9-х и 11-х классов, учащиеся техникумов, колледжей, студенты вузов городов Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Октябрьского, Туймазы)
45 Шафикова Г.Х. Игры на правовом поле – Режим доступа: http://chelyabinsk.chelsi.ru/viewart.php?id=614
46 Медведев Д.Б. Россия, вперед! – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/5413